Эмблема школыСуббота, 28.12.2024, 11:15
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 16» город Норильск 
663300, Красноярский край, г. Норильск, р-н Центральный, пр. Молодежный, д. 17, 
Телефон: (3919) 46-46-86 
E-mail:moy16@mail.ru, сайт: //shkola1660.ucoz.net/ 


Приветствуем Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Сведения об образовательной организации
Информация для всех
Наша школа
ФОРУМ
СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
uCoz в помощь
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz
  • РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

     

    Какие приемы и способы можно применить в сопровождении школьника, выбирающего профессию?

     

    Сегодня оптимальной является  формула выбора профессии, которая в общем виде показывает, как сделать выбор.

    «Хочу» – это сфера желаемого, то, чем хотелось бы ежедневно заниматься на рабочем месте. Это профессиональная направленность и профессиональные намерения человека, выбирающего профессию; его интересы к определенным сферам деятельности; мотивы, побудившие к данному выбору.

    «Могу» – это реальные навыки, знания и умения. Это пространство возможностей, которое определяется по актуальному уровню развития общих способностей и специальных способностей (музыкальных, спортивных, художественных и др.), развиваемых дополнительно (в музыкальной или спортивной школе, например); склонностей, а также психофизиологических особенностей.

    «Надо» – это потребности общества, это то, из чего складывается рынок труда. Рынок труда сегодня не так прост, и достаточно сложно предугадать, какие профессии будут наиболее востребованы через 5–10 лет. Но, с другой стороны, в обществе существуют определенные тенденции, сохраняющиеся на протяжении определенного времени, о которых важно знать (рынок труда).

    Совершая профессиональный выбор, стоит опереться на данную формулу, при этом учитывая то, что все параметры должны быть совместимы между собой и ориентированы на реальность. Т.е. профессия должна быть интересна, посильна и востребована на рынке труда.

    Далее мы предлагаем один из вариантов того, как можно провести работу по исследованию основных направлений выбора профессии.

    ШАГ 1. Составление таблицы профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите школьнику подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т.д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки – названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс,  если нет – минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

    Разумеется, такой способ профориентации – не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

    ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны.

    Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, нона вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист – отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя – выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. Полезно бывает вместе проанализировать профессиограммы интересующих школьника профессий.

    К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом – и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, – стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на  работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности. Одним из интереснейших способов такого познания может стать участие в различных событиях города и края: ярмарки, дни открытых дверей, фестивали, акции, форумы профессий, конкурсы. Участвуя в подобных мероприятиях, есть возможность не только узнать о существовании каких-либо профессий, но и познакомиться с их представителями.

    ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях школьник находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!). Полезным бывает просмотр специализированных газетных изданий, публикующих актуальные для вашего региона вакансии, в которых можно не только ознакомиться с перечнем профессий, но и подробнее изучить требования работодателей, а также уровень заработной платы конкретных специалистов.

    ШАГ 4. От слов – к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, программе. На сегодняшний день в Красноярском крае многие образовательные учреждения (школы, межшкольные учебные комбинаты, учреждения дополнительного образования) внедряют различные проекты, позволяющие включаться в так называемые профессиональные пробы, в ходе которых учащиеся могут получить опыт той работы, которую они выбирают, и пытаются определить, соответствует ли характер данной работы их способностям и умениям. С каждым годом все большую популярность среди школьников приобретают дополнительные образовательные программы, которые реализуются в режиме интенсивных выездных школ по различным направлениям: правовое, агротехническое, гуманитарное, мультимедийное и т.п. Участники подобных программ погружаются в интенсивную работу и обучение по интересующему направлению, что способствует как их профессиональному, так и личностному развитию.

    ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но, прежде всего, познать себя – свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой – соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту – умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу – физическую подготовку и организаторские способности и т.д. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов – не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет.

    ШАГ 6. В техникум, институт – на экскурсию. Неплохо съездить со школьником на «день открытых дверей» в учебное заведение – и желательно не в одно. Не придавайте таким походам чрезмерное значение – ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в колледж, университет просто как в музей – посмотреть, прочувствовать «мое – не мое», погрузиться в атмосферу, познакомиться с новыми людьми.

    ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

     

    Телефоны горячей линии школы

  • Директор
    - Герасименко Ольга Евгеньевна
    - 46-46-86
  • Заместитель директора по УВР - Власова Ирина Владимировна
    - 46-40-82
  • Заместитель директора по ВР - Леонтенко Дарья Андреевна
    - 46-40-81
  • Заместитель директора по АХЧ - Глухенко Елена Сергеевна
    - 46-55-30
  • ВАХТА
    - 46-40-85
  • Друзья сайта

    Дополнительная информация


    Сайт создан в системе uCoz